воскресенье, 12 июля 2009 г.

«Десятка» в 400 л. с.: LADA 110


Коротко важное:

Роторный двигатель данного автомобиля выдаёт 270 л.с. мощности и 230 Н.м. крутящего момента, а с применением закиси азота - 400 л.с. и 350 Н.м. Лучшее время прохождении 402 метров составило 10,80 секунд (заезды в соревнованиях 2009 года), лучшее время на официальных соревнованиях 10,80 секунд. Машина может быть как передне, так и задне-приводной (привод на передние колёса - мотор ставят спереди, привод на задние колёса - мотор ставят в базе).



Технические спецификации:


Двигатель -
  • Роторный двухсекционный, атмосферный
  • Объём 1308 см3
  • Впуск радиальный 4-форсуночный
  • Дроссельный узел фирмы VGS 54 мм
  • Оригинальные карбоновые "мегафоны"
  • Система подачи закиси азота 4-фогерная, двухуровневая с контроллером NX Maximizer-II фирмы NitrousExpress
  • Выпуск 2-1, диаметр 76 мм


Электроника -
  • Блок управления двигателем "Корвет 10.38" компании АБиТ
  • Система ADL8 (Advanced Dash Logger) фирмы Motec


Трансмиссия -
  • Двухдисковое сцепление Tilton (140мм)
  • 6-ступенчатая КПП ST-75 фирмы Sadev, кулачковая с секвентальным механизмом переключения передач и дисковым дифференциалом повышенного трения


Подвеска -
  • Передняя и задняя подвеска Макферсон
  • Аммортизаторы JRZ
  • Пружины H&R
  • Опоры стоек Lukoil Racing


Тормоза -
  • 2-поршневые AP-Racing


Диски и шины -
  • Колёса Kosei K1 TS
  • Резина для заднемоторной версии - спереди 165/65R15, сзади 205/60R13 фирмы M&H
  • Резина для переднемоторной версии - спереди 8,5/23R15, сзади 165/70R13 фирмы M&H


Экстрерьер -
  • Капот, двери, крышка багажника и передние крылья стеклопластиковые -кастом
  • Аэродинамический обвес изготовлен в LIT Company по проекту Lukoil Racing Team
  • Оригинальный металлические крылья с расширенными арками под переднеприводную версию (кастом)


Интерьер -
  • Педальный узел Tilton
  • панель приборов ADL8 фирмы Motec
  • Каркас безопасности по требованиям КиТТ


Прочее -
  • Система пожаротушения Spa desing
  • Вес авто 790 кг



История постройки и боевой путь:


Построить настоящий дрэговый прототип на базе вазовской «десятки» и добиться мощности 400 л. с. удалось специалистам команды «Лукойл Рейсинг Тим». С нами они делятся некоторыми секретами своих побед.


Исходные данные

На первый взгляд секрет успеха в гонках на 402 м прост: необходимо построить как можно более мощную машину и удачно тронуться с места на старте. Ни поворачивать, ни как-то метко тормозить и переключать передачи, делать перегазовки не требуется. Но это только на первый взгляд…


Все начинается, конечно, с постройки гоночного аппарата. И здесь возникает первая проблема: для участия в официальных соревнованиях по дрэг-рейсингу необходимо, чтобы автомобиль соответствовал техническому регламенту одного из классов. Далее, определившись с эффективным рабочим объемом, нужно оценить силу оппонентов, и уж поверьте, что лидеры чемпионата России тоже не сидят сложа руки. В самом младшем классе Fast Street A (FSA), где выступают в основном переднеприводные машины гольф-класса, вовсю используют и турбонаддув, и системы впрыска закиси азота.



«Ты помнишь, как все начиналось?»

А начался путь к большому спорту для будущих членов дрэгового отделения команды «Лукойл Рейсинг Тим» в 2000 году, когда двое друзей Владимир Каблуков и Дмитрий Мнушкин купили две «восьмерки» с роторными моторами. За несколько лет был пройден традиционный путь по лечению детских болезней и тюнингу этих агрегатов. В конце концов мощность двигателей достигла 200 л. с., и дело дошло до участия в нелегальных ночных гонках. Правда, это занятие команде быстро надоело по причине отсутствия сильных соперников. Достойные оппоненты нашлись на чемпионате России по дрэг-рейсингу, где с 2006 года начал выступать пилот Эльшан Асланов со своей командой в лице Владимира, Дмитрия и Алексея Земскова.

Достаточно быстро пришли и успехи: победы, призовые места. Дошло дело и до кузова автомобиля — несмотря на все преимущества ВАЗ-2109, от внешности его веяло духом 80-х… Да, молодой команде хотелось не только побеждать, но и делать это красиво. Как раз в этот момент команда «Лукойл Рейсинг Тим» продавала свои «десятки» класса супертуризм, машины не только эстетичные, но и овеянные многочисленными победами и чемпионскими титулами в кольцевых гонках.

Первым делом в автомобиль имплантировали роторный мотор, а далее начался тернистый путь исканий и экспериментов, описать который в рамках данной статьи не представляется возможным. Так или иначе, но для реального специалиста в своем деле нет непреодолимых преград, и уже в 2007 году «десятка» стала оружием победы. На следующий год энтузиасты влились в дружный коллектив гоночной команды «Лукойл Рейсинг Тим». Таким образом, история совершила круг, и прославленный гоночный аппарат снова примерил фирменную красно-белую ливрею.


Сколько лошадиных сил желаете?

Как же добиваются в команде «Лукойл Рейсинг Тим» столь значительных показателей мощности от мотора рабочим объемом всего 1,3 л? Сюрпризы начинаются уже на уровне «железа» — внутри специально изготовленного статора производства ОАО «Интерволга» работает ротор от мотора Mazda RX8! Далее, изменена система впуска по сравнению с серийной — теперь она радиального, а не торцевого типа, что снижает потери на впуске и, как следствие, увеличивает мощность двигателя.

Конечно же, архаичная стоковая система питания с карбюратором давным-давно отправилась на помойку. Сейчас после долгих экспериментов мотор горючей смесью снабжает система распределенного впрыска, дополненная системой подачи закиси азота (нитрос). Контроллер системы, отвечающей за подачу нитроса, носит марку NX Maximizer 2 американской фирмы Nitrous Express, а двигателем управляет ECU Корвет М10.38 питерской фирмы АБиТ. Этот блок управления двигателем позволяет в реальном времени менять с помощью компьютера все параметры впрыска топлива и зажигания.

Отдельная наука — это настройка системы NOS. Компьютерный блок управления строго дозирует подачу нитроса и топлива в зависимости от оборотов мотора и включенной передачи. Не секрет, что на старте шины дрэгстера просто с точки зрения законов физики не смогут реализовать все 400 л. с. мощности, колеса сорвутся в пробуксовку, и драгоценные доли секунды будут потеряны. Также у каждой трассы есть свои особенности: покрытие клеем или обычный асфальт, кочки и неровности, — все эти нюансы учитываются инженерами при настройке нитроса. На каждой передаче во всем диапазоне оборотов количество «волшебного» газа варьируется, что позволяет получить именно столько из тех 400 «лошадей», сколько нужно пилоту в каждый конкретный момент заезда.


Посредники

Посредником между мотором и поверхностью трассы работает чисто гоночное двухдисковое сцепление Tilton диаметром 140 мм. Этот узел обладает фантастической прочностью — при характеристиках мотора роторной «десятки», близких к предельным для данной детали, ее ресурс составляет целый гоночный сезон! (Кстати, это сотни экстремальных стартов за пять месяцев, что длится дрэговый сезон в России.) Далее крутящий момент передается через французскую КПП Sadev, оставшуюся в машине с супертуристического прошлого. Агрегат имеет шесть ступеней и, конечно же, секвентальный привод их переключения — в гоночных условиях некогда совершать лишние движения рычагом. Кулачковая конструкция муфт коробки позволяет переключаться «вверх» без выжима сцепления, всего лишь немного подсбрасывая газ в момент перемены передач.

Через гоночные приводы и ШРУСы вращение приходит на 15-дюймовые колеса, обутые в специальные дрэговые покрышки американской фирмы M&H размерностью 220/60 R15.


Скелет

Автомобиль для дрэг-рейсинга недостаточно снабдить сверхмощным мотором, у всех на виду пример Mercedes-Benz SLR McLaren или Ferrari 430, которые на полосе для ускорения показывали результаты в районе 12–13 с. Для успеха в этом спорте необходимо хорошее сочетание мощности и веса автомобиля.

Уже на конец сезона 2008 года ВАЗ-2110 «Лукойл Рейсинг» весит 790 кг. Этого результата удалось достичь, изготовив двери полностью из стеклопластика! Более того, эти детали сделал на базе один из специалистов команды Алексей Земсков. В данный момент процесс облегчения автомобиля в самом разгаре — пластиковым уже стал капот, на очереди передние крылья и крыша.

Ну и по автоспортивным канонам в салоне машины отделка, шумоизоляция и прочие атрибуты гражданской машины уступили место гоночному «ковшу», системе пожаротушения и пятиточечным ремням безопасности.


Результаты

Команда по праву может гордиться своим детищем, ведь на его счету в этом году победы в чемпионате России по дрэг-рейсингу, на Кубке Москвы по дрэг-рейсингу и бронзовые награды на самом главном соревновании года — Гран-при Москвы. Лучший результат на квотере (то бишь 1/4 мили) — 11,45 с, он был показан на седьмом этапе чемпионата России по дрэг-рейсингу в Тушино.

Правда, главные инженеры команды считают, что есть резервы, и ориентиром является время участников чемпионата мира в переднеприводном классе, а это ни много ни мало 9,6 с… Что ж, вперед, к новым рекордам.

Комментариев нет: